Материалы по вопросам функционирования детских домов

Волонтёрская деятельность и детский дом

Взаимодействие с волонтёрами регулируется постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1425.

Указанное постановление содержит два документа: 1) общие требования к взаимодействию волонтёров с органами власти и организациями и 2) виды деятельности, в отношении которых установлены особые правила.

Порядок взаимодействия в общих чертах выглядит на примере детского дома следующим образом.

img volonter

Шаг 1. Волонтёр отправляет в детский дом либо почтой, либо в форме электронного документа через Интернет предложение о намерении взаимодействовать (далее — предложение), в котором, помимо прочего, нужно указать:
а) перечень предлагаемых к осуществлению видов работ (услуг);
б) возможные сроки и объемы работ (услуг);
в) уровень подготовки, компетенции, уровень образования и профессиональных навыков волонтеров;
г) наличие опыта соответствующей деятельности.

Шаг 2. Детский дом в течение 10 рабочих дней либо принимает предложение, либо отказывается от него с указанием причин отказа.

Шаг 3. Детский дом в течение 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения направляет решение волонтёру. При этом в случае принятия предложения детский дом должен сообщить:
а) об ограничениях и о рисках, в том числе вредных или опасных производственных факторах, связанных с осуществлением добровольческой деятельности;
б) о правовых нормах, регламентирующих работу детского дома;
в) о режимных требованиях и правилах, соблюдение которых требуется при осуществлении добровольческой деятельности;
г) о порядке и сроках рассмотрения (урегулирования) разногласий, возникающих в ходе взаимодействия сторон;
д) о сроке осуществления добровольческой деятельности и основаниях для досрочного прекращения ее осуществления.
В случае отказа волонтёр имеет право направить предложение учредителю детского дома.

Шаг 4. Детский дом и волонтёр заключают (в течение 14 рабочих дней со дня получения решения об одобрении предложения) соглашение о совместной деятельности, которое предусматривает:
а) перечень видов работ (услуг);
б) условия осуществления добровольческой деятельности;
в) сведения о представителях, ответственных за взаимодействие со стороны волонтёров и детского дома для оперативного решения вопросов, возникающих при взаимодействии;
г) порядок, в соответствии с которым детский дом информируют о потребности в привлечении добровольцев;
д) возможность предоставления детским домом мер поддержки, помещений и необходимого оборудования;
е) возможность учета деятельности добровольцев в единой информационной системе в сфере развития волонтёрства;
ж) обязанность организатора добровольческой деятельности информировать добровольцев о необходимости уведомления о перенесенных и выявленных у них инфекционных заболеваниях, препятствующих осуществлению добровольческой деятельности, а также учитывать указанную информацию в работе;
з) иные положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Рассмотренный порядок взаимодействия действовал до принятия Правительством РФ постановления от 30 апреля 2020 г. № 623.
Указанное постановление к видам деятельности, в отношении которых установлены особые правила взаимодействия с волонтёрами, добавило пункт «Содействие в оказании социальных услуг в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Таким образом, детские дома и волонтёрские организации при организации совместной деятельности должны будут руководствоваться правилами, которые разработают региональные или муниципальные власти в отношении подведомственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Может ли ребёнок в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав?

Часть 4 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса РФ разрешает несовершеннолетним в некоторых случаях лично защищать свои права, свободы и законные интересы (причём суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних).

При этом указанные случаи должны быть:
1) предусмотрены федеральным законом (например, Семейным кодексом РФ);
2) относится к делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений.

Согласно пункту 2 статьи 56 Семейного кодекса РФ при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Однако несовершеннолетние отсутствуют в перечне лиц, обладающих правом на обращение в суд с иском о лишении родительских прав, — этот перечень утверждён пунктом 1 статьи 70 Семейного кодекса РФ. В связи с этим Верховный Суд РФ разъяснил, что пункт 1 статьи 70 необходимо применять в совокупности с пунктом 2 статьи 56 Семейного кодекса РФ. Таким образом, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно обратиться в суд с иском о лишении родительских прав.

Отпуск работников детского дома и других организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

27 сентября 2016 г., Александр Вихарев

Какими нормами нужно руководствоваться при предоставлении ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам и руководителям организаций для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

Выбор норм зависит от основного вида деятельности, осуществляемого организацией. В письме Минобрнауки России от  21.08.2013 №   ВК-316/07 разъяснено, что организация для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может относиться к образовательной организации (если она осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности), медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги (если в качестве основного вида деятельности оказывает социальные услуги (содержание, защита прав  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей)).

Таким образом, если организация для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно уставу относится к образовательной организации, то при предоставлении ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам и руководителям необходимо руководствоваться разделом III приложения к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Если организация для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является медицинской организацией или организацией, оказывающей социальные услуги, то при предоставлении педагогическим работникам ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков необходимо руководствоваться разделом IV («Организации, осуществляющие обучение») приложения к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках». В соответствии с положениями указанного раздела продолжительность ежегодного основного отпуска педагогических работников (воспитатель, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель и др.), работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организациях, осуществляющих лечение, организациях, осуществляющих социальное обслуживание, составляет 56 календарных дней.

Диспансеризация воспитанников детских домов и школ-интернатов

Порядок диспансеризации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определён  приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.02.2013 № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Данным приказом установлен следующий перечень осмотров и исследований при проведении диспансеризации:
1) осмотры врачами: врач-педиатр, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-детский хирург, врач-оториноларинголог, врач-акушер-гинеколог (девочки),  врач-травматолог-ортопед, врач-психиатр детский (до возраста 14 лет), врач-психиатр подростковый (с возраста 14 лет),  врач-детский уролог-андролог (мальчики) , врач-стоматолог детский (с возраста 3 лет), врач-детский эндокринолог (с возраста 5 лет); 
2) клинический анализ крови;
3) клинический анализ мочи;
4) исследование уровня глюкозы в крови;
5) электрокардиография;
6) флюорография (с возраста 15 лет);
7) ультразвуковое исследование органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы ( с 7 лет), органов репродуктивной сферы (с 7 лет).
 
Следует помнить, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего, полученная по результатам медицинских осмотров, предоставляется несовершеннолетнему лично врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в проведении медицинских осмотров. В отношении несовершеннолетнего, не достигшего возраста 15 лет информация о состоянии здоровья предоставляется его законному представителю.
 
Медицинская организация на основании результатов диспансеризации, внесенных в историю развития ребенка, оформляет, в том числе в электронном виде, учетную форму № 030-Д/с/у-13  «Карта диспансеризации несовершеннолетнего» на каждого несовершеннолетнего, прошедшего диспансеризацию.
 
Карта осмотра оформляется в двух экземплярах, один из которых по завершении диспансеризации выдается врачом, ответственным за проведение диспансеризации, руководителю (уполномоченному должностному лицу) детского дома, второй экземпляр — хранится в медицинской организации в течение 5 лет.
 
Данные о прохождении диспансеризации вносятся в медицинскую документацию несовершеннолетнего —  медицинскую карту воспитанника детских домов и школ-интернатов. К указанным данным относятся:
- объективные данные и результаты осмотров врачами-специалистами;
- результаты лабораторных, инструментальных и иных исследований;
- результаты дополнительных консультаций и исследований, 
- диагноз заболевания (состояния), выявленного (установленного) при диспансеризации, с указанием кода по МКБ, выявлено впервые или нет;
- оценка физического развития;
- группа состояния здоровья несовершеннолетнего;
- рекомендации по формированию здорового образа жизни, режиму дня, питанию, физическому развитию, иммунопрофилактике, занятиям физической культурой.

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: приватизация

23 сентября 2016 г.

У директора детского дома есть только три месяца на оформление договора передачи жилого помещения

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой ст. 40 Конституции РФ устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства).

Если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние вследствие смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, то органы опеки и попечительства, руководители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. От имени малолетних (не достигших возраста 14 лет) такие договоры оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет, оформляют договор самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства (ч. 3 ст. 2 Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В тех случаях, когда договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации был заключен с нарушением прав несовершеннолетнего, он может быть признан недействительным по решению суда либо полностью (если для приватизации требовалось согласие несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет и он возражает против приватизации), либо в части (если нарушены права малолетнего или несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет требует признания его сособственником жилого помещения). На такие требования распространяется исковая давность. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).Судебная практика исходит из того, что срок исковой давности для предъявления требования самим ребенком, права которого нарушены, начинает течь со дня достижения им совершеннолетия. При этом согласно п. 2 ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.